Справочник музыкальных инструментов

Поиск по сайту

Краткий словарь музыкальных терминов

Музыкальные афоризмы

Миди

О гитарах

Без комментариев

Биографии музыкантов

Биографии композиторов

Гитарные ноты

Наши инструменты

О нас

Наши фото

Ссылки на гитарные сайты

это наш баннер

Design by Ilya

Примочки


Усилитель

Самая важная вещь после гитары. От выбора усилителя зависит, насколько чистым будет звук, и насколько он будет соответствовать вашим запросам.
По идее, усилитель должен быть из той же ценовой категории, что и гитара. Нет смысла покупать крутой усилитель к плохой гитаре, он не улучшит звук инструмента. И наоборот - если у вас дорогая гитара, желательно приобрести соответствующий усилитель. Но, как правило, все деньги уходят на покупку гитары, так что если ваш папа - не Б. Березовский, то купите для начала что-нибудь недорогое, можно даже отечественное или подержанное. Если да, то рекомендую Marshall Lead 12 + 4 Crown 800W power sources.

Существует 2 основных вида усилителей:
ламповые (tube) транзисторные (solid state)
Лампы используются в электронике начиная с середины XX века.
Ламповые усилители отличаются приятным, теплым звуком. Если играть на большой громкости, то из-за перегруженности возникают искажения. Таким образом, музыкант может играть "чистые" отрывки на малой громкости и увеличивать громкость, когда нужно играть "тяжелые" партии. Отдельные усилители умеют несколько каналов: один для чистого звука, второй - для перегруженного. Имея такой усилитель, можно пользоваться overdrive-звуком на небольшой громкости.
Ламповый усилитель требует периодической замены ламп.
Транзисторы - технология, появившаяся относительно недавно.
Транзисторные усилители не дают такого мягкого, насыщенного звука, как ламповые, однако их преимущество для многих музыкантов заключается именно в отсутствии искажений. Гитарист, пользующийся таким усилителем, может играть "чистые" партии на любой громкости, а при необходимости имитировать перегруженный звук, использовать различные гитарные эффекты (см. ниже).
Транзисторные усилители не требуют практически никакого технического обслуживания.

Какой же усилитель лучше купить?
До недавнего времени ламповые усилители стоили значительно дороже и большинство начинающих гитаристов, в виду ограниченности денежных средств, предпочитало покупать транзисторные усилители. В настоящее время цены на усилители обоих видов вполне сопоставимы. Поэтому, как и при выборе гитары, следует положиться на свой слух. Просто поиграйте на усилителях обоих видов и определитесь, что вам больше нравится.

Тот факт, что на сегодняшний день большинство крутых гитаристов предпочитает ламповые усилители, не должен влиять на ваш выбор. Не забывайте, о том, что ламповые усилители весят больше транзисторных, требует периодической настройки и замены ламп, а также дают перегруженный (overdrive) звук только на большой громкости. Последнее обстоятельство должно учитываться, если у вас нет репетиционной базы в виде помещения без соседей. Если вы живете в панельном доме, да еще и с родителями, которые в молодости слушали Кобзона, а не Black Sabbath, то ламповый усилитель для вас - непозволительная роскошь. В том смысле, что играть через него на большой громкости вам не позволят.

На что следует обращать внимание при выборе усилителя:

  • качество звучания. Безусловно основной параметр. Плохой усилитель может испортить даже звук очень хорошей гитары. Качество усилителя, как и гитары, можно оценить только на слух. Могу лишь заметить, что усилитель не должен слишком уж сильно фонить и на большой громкости весь спектр звука (верхи, низы, средние частоты) должен передаваться также хорошо, как на малой.
  • мощность. Абсолютно несущественный параметр. Не стоит покупать усилитель на 100 Ватт размером с хороший шкаф только для того, чтобы поражать воображение друзей. Это того не стоит. Лучше поразите их мастерством исполнения.
    Купите себе самый тихий усилитель, не стадионы же будут слушать ваши виртуозные запилы, а в лучшем случае, ваша семья, а ей и небольшой громкости хватит, чтобы съехать с катушек. От кайфа.
    У меня стоит небольшой (36-25-13см) ящик на 10Ватт, и когда все дома, я не включаю его больше, чем на половину громкости. Конечно, можно врубить и по-настоящему, но тогда со всех сторон начнут стучать соседи. Однажды я их стук по пьяной лавочке принял за ударные, подумал, что ко мне ритм-секция подключилась.
    И не стоит думать, что между количеством Ватт и громкостью существует прямая зависимость. Вернее, она существует, но встречаются экземпляры, которые звучат громче, чем гораздо более мощные.
  • количество кнопок и переключателей на усилителе. Вот это важно. Чем больше всяких ручек, кнопок и прочего вы сможете покрутить, тем лучше вы сможете настроить звук. Пробуйте различные их комбинации друг с другом, регуляторами на эффекте (см. ниже) и на самой гитаре до тех пор, пока звук не начнет вам нравиться. На усилителе, по крайней мере, должны присутствовать эквалайзеры, то есть регуляторы тембра. Также очень полезна для настройки звука ручка Presense, она управляет "конкретностью" звука в зависимости от сольной игры или аккомпанимента.
  • вход для второй гитары или магнитофона. Если у вас есть кореш с гитарой или бас-гитарой, вы сможете оттягиваться на полную, подключая его гитару в этот самый вход. Если такого кореша нет, то туда же можно подключить магнитофон с записанной ритмом (аккордами), а самому играть соло.
  • выход на наушники. Настоящий подарок для семьи гитариста. Также этот выход можно использовать для подключения к магнитофону или микшерному пульту.
  • встроенная кассетная дека. Иметь такую штуку - это круто. Поставил на запись - поиграл - прослушал. Можно таким образом следить за своими ошибками, а можно, например, записать пару-тройку забойных вещей, а потом заставить друзей и подруг это слушать.
  • встроенный эффект. С одной стороны, иметь все в одном флаконе - штука хорошая, шнуров надо меньше, не надо батарейки для педали покупать. Но включить или выключить встроенный в усилитель эффект можно только рукой, а руки-то заняты гитарой. Так что в этом смысле довольно неудобно. В моем усилителе есть эффект Distortion, но из-за этой проблемы с его включением, я пользуюсь таким же эффектом в виде педали. На дорогих комбиках есть специальные встроенные педали для включения / выключения эффектов.

 

 


Гитарный эффект

Гитарный эффект (FX-pedal, fuzzbox) - это небольшая (14-8-6см) коробочка - педаль, на которую надо нажать ногой, чтобы изменить чистый звук гитары на что-нибудь покруче. В виде педалей гитарные эффекты выполняются чаще всего, хотя и не всегда. Как уже было ранее сказано, эффект может быть встроен в усилитель.
Существует довольно много гитарных эффектов и каждый из них по-своему преобразует звук. Ниже перечислены те из них, воздействие которых на звук, я знаю. Я привел названия видов эффектов, названия конкретных моделей могут совпадать с ними, содержать их в своем названии или быть совершенно другими.
  • Distortion - несомненно самый распрастраненный гитарный эффект. Он используется практически во всех стилях гитарной музыки и его звук, конечно же, вам знаком. Distortion - искажение. Звук, пропущенный через этот эффект, становится более длинным и певучим, если играть соло и более резким, если брать аккорды. На такой педале есть неколько регуляторов, позволяющих настроить тембр, громкость и глубину искажений. Это единственный эффект, который у меня есть.
    RealAudio
  • Heavy Metal - название говорит само за себя. Звук для гитаристов, работающих в стилях Heavy Metal, Thrash и схожих с ними. По сравнению с Distortion обладает более агрессивным звуком.
  • Overdrive - эффект перегруженного лампового усилителя, создающего мягкие искажения с удлинением звука. Эффект наиболее применим для музыки стилей Pop-Rock, Blues, Jazz-Rock, Fusion. Слышали Zombie группы Cranberries? Это и есть Overdrive.
    RealAudio
     
  • Equalizer - увеличивает / уменьшает определенные частоты, чтобы улучшить или полностью изменить звук инструмента. На некоторых моделях есть переключатель, позволяющий увеличить общую громкость, что может быть очень полезно для тех отрезков песни, которые должны звучать громче остальных, например, для соло.
    RealAudio
  • Wah-wah - описать звук этого эффекта довольно сложно. В принципе, его название может дать вам некоторое представление о его звуке, а читается оно как "уа-уа", а не "вах-вах". Используется иногда для игры соло. Показательно также название одной из моделей - 'Crybaby'.
    RealAudio
     
  • Envelope Filter - это тот же Wah-wah, только величина искажений не постоянна, а зависит от силы, с которой гитарист ударяет по струне.
     
  • Octave - добавляет одну или несколько октав ниже и/или выше сигнала на входе. Используется, чтобы добавить энергии к звуку или создать эффект синтезатора.
  • Compression Sustainer - удлиняет звучание гитары без искажений, сохраняя его натуральность.
  • Chorus - унисонный эффект, делающий звук более сочным и объемным. Может дополнять все вышеперечисленные эффекты.
    RealAudio
     
  • Delay - цифровой ревербератор, позволяющий получить различные эффекты от "холла" до повторения целых музыкальных фраз. Наилучший пример работы этого эффекта - вступление к Welcome To The Jungle Guns N' Roses.
    RealAudio
  • Reverb - ограниченный вариант Delay. Умеет только добавлять эхо, создавая эффект присутствия в большом помещении и делая звук более объемным.
    RealAudio
     
  • Sampler - нажимаете на педаль, наигрываете короткую серию нот (от 2 до 8 секунд), отпускаете педаль, и ваш пассаж зацикливается.
     
  • Tremolo - быстро изменяет (увеличивает - уменьшает) общую громкость сигнала. Лучший пример использования, который я знаю - один из припевов Glycerin Bush.
    RealAudio
     
  • A/B Box - позволяет быстро переключаться между двумя разными усилителями или двумя цепочками эффектов.
     
  • Volume - регулирует общую громкость. Можно переключаться с тихих мест на громкие или можно, например, выключать звук полностью между песнями или во время настройки.
     
  • Flanger - появился в 60-е, когда музыканты начали активно использовать его для создания психоделических композиций. Хотите получить эффект взлетающего самолета? Используйте Flanger.
    RealAudio
 Цена - $40 (BOSS DS-1 Distortion)


Цены на все примочки взяты из зарубежных каталогов. Розничные цены в РФ будут намного выше из-за затрат на перевозку, таможенных пошлин и внутренних налогов, а также неуемного желания местных коммерсантов от музыки быстро обогатиться за наш с вами счет.

С чего же начать? Какие эффекты жизненно необходимы гитаристу, а какие являются дополнительными? Я думаю, что какую бы музыку вы ни играли, Distortion вам нужен в обязательном порядке. Дальше все зависит от музыкальных предпочтений. Понятно, что если я играю блюз, то без Heavy Metal Distortion я уж как-нибудь сумею обойтись, а вот без Overdrive - врядли. В принципе, Reverb и Chorus не помешают никому. Особенно Reverb, так как реверберация, чаще всего небольшая, присутствует почти всегда в любой музыке. Wah тоже нередко применяется в музыке и, возможно, купив Distortion или Overdrive и имея встроенный в усилитель Reverb, вы захотите приобрести именно этот эффект. Далее в списке моих личных предпочтений стоит Flanger.

Эффекты могут работать по отдельности, а могут накладываться друг на друга. Подключать эффекты рекомендуется в следущем порядке:
УСИЛИТЕЛЬ <- Reverb <- Chorus <- Heavy Metal <- Distortion <- Wah-Wah <- Over Drive <- Comp. Sustainer <- ГИТАРА.
То, что эффекты могут работать совместно, не значит, что все они могут быть одновременно включены. Если вы это сделаете, то из усилителя вы услышите не музыкальные звуки, а крики раненого в мошонку слонопотама. Существует определенная совместимость различных эффектов друг с другом. Так, Reverb и Chorus могут работать вместе с Distortion, а Heavy Metal - не может.

Работают педали от батареек "Крона" или адаптера DC 9V.
Чтобы соединить педали друг с другом шнуры не нужны, для этой цели существуют специальные штеккеры "Jack" ($2).

Есть еще так называемые гитарные процессоры (Multi-effects pedal) - большие коробки, как правило, с несколькими педалями и набором встроенных гитарных эффектов.
К примеру, фирма Zoom предлагает за цену чуть больше 100 долларов ZOOM 505 Compact Guitar Multi Effects Pedal - педаль с 24 эффектами (distortion, delay, reverb, wah, chorus, flanger, EQ, 2-octave pitch bend и другие), 9 из которых могут работать одновременно. В устройство также встроен тюнер.
Единственное, о чем следует помнить, выбирая между процессором и набором из отдельных педалей - это то, что эффекты в педелях по качеству лучше, чем в процессорах. Кроме того, если процессор сломается, вы останетесь сразу без всех эффектов.
Кроме педалей с одним эффектом и гитарных процессоров есть еще нечто среднее между ними - одна педаль с двумя-тремя эффектами. К примеру, фирма Dod выпускает Chorus/Flanger в одном корпусе стоимостью $80.

 

 


Медиатор

Как вы, наверное, уже знаете, медиатор (pick) - это пластмассовая пластинка треугольной формы, при помощи которой из гитары извлекаются звуки.
Как и струны, медиаторы различаются по толщине. Толстыми медиаторами трудно играть, слишком тонкими тоже не слишком удобно. Для того, чтобы подобрать наиболее удобную для вас толщину, попробуйте несколько разных, тот который покажется вам лучше остальных и есть ваш. Запомните его толщину и впредь покупайте такие же. Существует, однако, такая закономерность - начинающим удобнее играть более тонкими медиаторами, крутым - более толстыми. Так что со временем вам, возможно, захочется перейти с тонких медиаторов на средние, а потом, может, и на толстые, кто знает. Толщина медиатора (в миллиметрах или дюймах) написана на одной из его сторон. Лично я предпочитаю 0.58 мм.

Некоторые фирмы делают медиаторы с шероховатой поверхностью, чтобы не выскальзывали из пальцев. Если фирма схалтурила и сделала полностью гладкий медиатор, берите нож и аккуратно порежьте ту часть, поверхности, которую вы держите. Только не перестарайтесь, не порежьте ту часть, которая касается струн во время игры.

Медиаторы имеют свойство постепенно стачиваться о струны. Меняйте медиатор, как только им станет неудобно играть. Периодичность, с которой вам придется покупать медиаторы, зависит от того, как часто вы играете, а также от степени экстремальности музыки.

Наилучшими и самыми дорогими являются медиаторы, изготовленные из черепаховой кости (примечание для детишек новых русских).

 


Тюнер для настройки электрогитары

Сразу замечу, что наличие или отсутствие музыкального слуха здесь не причем. Даже если вы умеете настраивать гитару, вы вряд ли можете делать это так же быстро, точно и легко, как с этим устройством размером с пейджер.
Некоторые модели тюнеров умеют настраивать акустические гитары через встроенный микрофон, а некоторые даже имеют встроенный метроном.
Если в компьютере есть звуковая карта, то можно настраиваться при помощи программы, подключая гитару к компьютеру через вход для микрофона.
 Цена - $16 (KORG GA20 Guitar Automatic Tuner)

 


Слайд

Слайд (bottleneck) - приспособление, похожее на гильзу от большого патрона, которое надевается на один из пальцев левой руки (чаще всего на безымянный палец или мизинец) и используется для создания плавного, скользящего звучания. Если слайд сделан грамотно, то гитарист имеет возможность большим пальцем левой руки быстро его разворачивать и освобождать палец, на который надет слайд, для обычной игры.

 


Каподастр

Каподастр (capo) - это такой вот зажим, который крепится на грифе на одном из ладов. Укоротив таким образом гриф, гитарист получает возможность играть в нужных ему тональностях, используя привычные аппликатуры аккордов.
Когда-то я не знал о том, что есть такие зажимы и не мог понять, что означают слова "Capo 1st fret". А означают они, что перед тем, как начать играть эту музыку, нужно прикрепить каподастр на первый лад. Применяется каподастр не очень часто и в число необходимых примочек не входит.
  Цена - $6.

 


Метроном

С его помощью у обучаещегося развивается правильное чувство ритма. Бывают механические (пирамидка с маятником) и электронные (коробочка с дисплеем). Некоторые из них содержат встроенный камертон, который нужен для настройки гитары, если нет тюнера. Лично у меня такой штуки пока нет, но есть программа, которая работает не намного хуже настоящего метронома.
 Цена - $18 (TEMPUS QM-30 Quartz Metronome)

 


Шнур

Шнуры Jack-Jack соединяют гитару c эффектами и усилителем.
Вот раньше я думал, что все они одинаковы, но когда сравнил российский и штатовский, вот тогда я, что называется, почувствовал разницу. Американский шнур немного толще и стоит подороже, но звук с ним получается более объемным. Так что шнуры - это важно, не экономьте на шнурах.
Вам потребуется два шнура, чтобы соединить гитару с усилителем через педаль (гитара --- педаль --- усилитель).
 Цена - от $1 за метр

 


Ремень

Ну тут все ясно. Длина ремня регулируется, так что все они одинаковы. Просто подберите нужный вам цвет. Ну и еще не берите слишком узкий ремень - будет резать плечо.
 Цена - $6-8.
Реклама: страхование каско от угона
Hosted by uCoz